Визуально-кинестетическая диссоциация: базовый паттерн перемотки фильмов

Визуально-кинестетическая диссоциация

Визуально-кинестетическая диссоциация:  базовый паттерн перемотки фильмов

Ассоциированное восприятие усиливает остроту переживаний, диссоциированное – уменьшает.

Чувство по поводу чувства (диссоциированное восприятие) – это всё равно, что воспоминание о любви по сравнению с самими любовными ласками. Одно дело самому находиться в «картине» и совсем другое – наблюдать эту картину со стороны.

Визуально-кинестетическая диссоциация применяется при острых реактивных состояниях, половых дисгамиях, фобиях.

Обратите внимание

Цель её – убрать из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструированных образах (диссоциированное восприятие).

Ведь известно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводятся) человеком в эйдетических образах, отрицательные – в конструированных. Это одна из защитных реакций организма.

Ниже приводятся наиболее часто применяемые техники трёхступенчатой визуально-кинестетической диссоциации при остром реактивном состоянии и при фобии в рамках обсессивно-фобического невроза.

Техника 1

  • Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом.
  • Удерживая «якорь», предложите пациентке визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, своё более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой (изнасилованием).

    Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя – более молодую.

  • Затем попросите пациентку представить себя сидящей позади себя.

    Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды: 1) сидящей рядом с врачом («актуальное тело»); 2) сидящей впереди («более молодая» пациентка); 3) сидящей сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трёхместная диссоциация осуществится, поставьте её на «якорь».

  • И наконец (кульминация лечения), попросите пациентку снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая её как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что всё происходит с ней более молодой.

  • Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции 1-й в позицию 2-ю так, чтобы «визуальная перспектива», сидящая сзади, интегрировалась с «актуальным телом».

  • Теперь попросите сегодняшнюю пациентку пойти к себе – «более молодой» и уверить её в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей успокоение и чувство уверенности в себе.
  • Когда сегодняшняя пациентка убедится в том, что та, «более молодая» пациентка, её понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет частью сегодняшней пациентки. Если в какое-то время пациентка начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните её в позицию 1-ю и «заякорьте».
  • Техника 2

    Представьте, что Вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.

    Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда Вы можете наблюдать за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, и за тем, что происходит на экране.

    Затем превратите снимок на экране в чёрно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад.

    Всё будет происходить наоборот – точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его ещё раз. Теперь «выплывайте» на своё прежнее место в зале. Фобия исчезла (Р. Бендлер. Используйте свой мозг для изменения. – 1985.

    – С. 49-50).

    Похожие материалы в разделе Психотерапия:

    Техника:: Визуально-кинестетическая диссоциация

    Визуально-кинестетическая диссоциация:  базовый паттерн перемотки фильмов

    Описание: Александр Любимов

    Шаги 1-2 этой техники аналогичны технике “Быстрое лечение фобий”.

    1. Создание мощного ресурсного якоря

    Оператор помогает Клиенту получить доступ к мощному положительному переживанию (переживаниям) и якорит это состояние. Якорь должен быть Кинестетическим.

    2. Диссоциация

    а) 1-я ступень.

    Оператор предлагает Клиенту вспомнить 2 события (в виде слайдов на экране): одно до события, когда Клиент ещё был в ресурсе (черно-белый слайд) и после, когда он пришел в себя и уже был в ресурсе (цветной слайд).

    а) 2-я ступень.

    Предложите Клиенту мысленно встать позади себя, сидящего в кинотеатре и смотрящем на экран. Наблюдать можно и с последнего ряда кинотеатра, и из будки киномеханика.

    3. Просмотр фильма с нормальной скоростью

    Находясь на 2-ой ступени диссоциации, Клиент просматривает с нормальной скоростью черно-белый фильм, начиная со Слайда №1 и заканчивая Слайдом №2, но при этом фокус его внимания смещается на то, что происходило вокруг, замечает детали и мелочи, которых он не заметил тогда, когда это случилось.

    4. Путешествие в прошлое

    Когда Клиент досмотрит фильм до цветного Слайда №2, предложите ему мысленно отправиться в прошлое — в то время, когда уже произошло это событие (то есть ассоциироваться со Слайдом №2).

    При этом, отправляясь в прошлое, Клиент остается “самим собой настоящим” и готовится к общению с “самим собой из прошлого”.

    Задача Клиента на этом этапе — подобрать нужные слова и действия – для того, чтобы:

    1. Объяснить “себе более младшему”, что он специально пришел из будущего, помочь ему разобраться с этой ситуацией.

    2. Разъяснить ему, что же произошло на самом деле.

    3. Поддержать и успокоить “себя из прошлого”.

    5. Возвращение

    Когда Клиент будет полностью уверен в выполнении своей задачи и поймет, что сможет спокойно оставить “себя более младшего” жить дальше самостоятельно, то он может попрощаться с ним и вернуться на 1-ю ступень диссоциации для проверки результатов своей работы.

    Если Клиент при взгляде на “себя в прошлом” будет удовлетворен его состоянием, то можно перейти к следующему шагу.

    Если же он заметит, что ситуация требует доработки, то это будет сигналом к тому, чтобы вернуться в прошлое еще раз и, подобрав новые слова и действия, завершить работу.

    6. Интеграция

    На этом шаге предложите Клиенту впустить “себя более младшего” в себя как одну из своих частей, как часть своего жизненного опыта, и насладиться ощущением обладания этой важной для него частью, которая теперь по-новому может относиться к прошлой ситуации.

    7. Проверка

    Спросите Клиента, что он теперь думает о прошлой ситуации и как он к ней относится, при этом калибруйте его физиологию.

    8. Подстройка к будущему

    Предложите Клиенту подумать о возможности возникновения в будущем подобной ситуации и выясните, как бы он хотел на нее реагировать. Добейтесь от Клиента точной сенсорной информации о “критериях осторожности”: как он будет понимать, когда ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

    Техники психотерапии при ПТСР

    Визуально-кинестетическая диссоциация:  базовый паттерн перемотки фильмов

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) – психотерапевтическая концепция, согласно которой за счет изменения в сознании психического образа жизненной ситуации изменяется психическое состояние человека, что способствует эффективной реализации себя в жизни и удовлетворению актуальных потребностей.

    Теория и практика НЛП подробно описаны во многих работах, как новых, так и ставших уже классическими (Альдер, 1998, 2000; Андреас, Андреас, 1999, 1996; Андреас и др.

    2000; Бэндлер, 1998; Бэндлер, Гриндер, 1992, 1994; Гриндер, Бэндлер, 1996; Дилтс, 1994; 1997, 1998; О'Коннор, Сеймор, 1997; Мак-Дермотт, О'Коннор, 1998; Таланов, Малкина-Пых, 2003).

    Важно

    Мы приводим только те испытанные техники НЛП, которые уже себя хорошо зарекомендовали в лечении ПТСР.

    Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы.

    Главными задачами НЛП-терапевта является обеспечение доступа клиента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение клиента тому, как ими пользоваться.

    Выполнение этих задач достигается использованием различных техник, таких, как: «интеграция якорей», «визуально-кинестетическая диссоциация», «шестишаговый рефрей-минг», «взмах».

    Техника интеграции якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику у участников экстремальных ситуаций уже на начальных этапах работы.

    Ее применение особенно желательно при фиксации клиента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с травматической ситуацией.

    Она может использоваться как основная или же как вспомогательная в составе других технических приемов НЛП-терапии.

    Якорение – процесс, посредством которого любое внутреннее или внешнее событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) может быть связано с некоторой реакцией или состоянием и запускать ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и устанавливаться намеренно.

    Положительный якорь – якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).

    Отрицательный якорь – якорь, вызывающий проблемное состояние (неприятное переживание).

    При установке якоря лучше пользоваться тремя правилами:

    Совет

    1. Якорь ставится незадолго до пика переживания. В момент пика его нужно постепенно убирать. Это очень важно. Только в этом случае произойдет связывание: мозг свяжет состояние и внешнее событие.

    2. Якорем может быть движение, звук, прикосновение.

    3. Воспроизводить якорь следует чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

    Тактильные якоря. Одни из самых надежных и удобных в установке – тактильные якоря. Это якоря, которые ставятся прикосновением к телу клиента.

    Они действительно достаточно удобны и надежны, потому что прикосновение – всегда прикосновение.

    Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, визуальный неудобен тем, что клиент может отвернуться или закрыть глаза, а прикосновение всегда замечается и срабатывает.

    • При установке важно запомнить, что куда поставил. Одна из рекомендаций – разделять, какой рукой ставить положительные (ресурсные) якоря, какой – отрицательные.

    • Следует учитывать, что некоторые люди по самым разным причинам вообще не любят прикосновений, и если попытаться поставить им тактильный якорь реакция может быть непредсказуемой.

    • Внезапное прикосновение обычно вызывает напряжение у клиента. Так что или стоит задать «кинестетический» стиль общения, при котором прикосновение естественно и органично, или использовать другие якоря.

    Хорошо поставленный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, он там естественен и незаметен.

    Визуальные якоря. Визуальным якорем может быть «поза гипнотизера», характерное движение, положение в пространстве, мимика. Но следует помнить о том, что большинство якорей желательно удерживать продолжительное время.

    Обычно рекомендуется использовать позу или положение в пространстве. Но предпочтительнее выбирать такие позы, которые больше не будут использоваться при общении с клиентом, чтобы якорь не сработал в совершенно ненужном месте.

    Аудиальные якоря.

    ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

    Визуально-кинестетическая диссоциация:  базовый паттерн перемотки фильмов


    Тот, кто не забывает о прошлом, обречен пережить его снова.

    Джордж Сантаяна

    Тип проблемы: Страхи

    Иногда мы не можем учиться на опыте, потому что нам не хочется переживать его вновь. Эти воспоминания могут быть болезненными – это означает, что мы вспоминаем их ассоциировано. Они могут быть настолько болезненны, что мы можем избегать даже думать о них.

    Порой такие воспоминания настолько ужасны, что мы блокируем всю визуальную систему целиком, чтобы случайно не вызвать этот образ снова, И тогда мы можем сказать, что не осознаем никаких внутренних образов.

    Это защищает нас от боли, но тем самым мы приносим в жертву возможность работы с целой системой представления.

    Обратите внимание

    Визуальная – кинестетическая диссоциация отделяет чувства от образов, чтобы вы могли примириться с обоими.

    Этот прием успешно используется для работы с несчастными случаями и травмами, фобиями, посттравматическими стрессовыми расстройствами, для помощи жертвам  войны (этот метод в 1999 году применялся в Сараево для помощи жертвам войны), людям, пережившим сексуальное и эмоциональное насилие.

    Этот прием может быть использован и для прояснения болезненных воспоминаний через звуковую систему, но преимущественно он предназначен для визуальной системы, так как болезненные синестезии формируются, как правило, именно в ней.

    Это упражнение трудно выполнять в одиночку, потому что воспоминания могут оказаться очень  болезненными и сложными для того, чтобы справиться с ними самостоятельно. Итак, основные шаги при использовании этого приема следующие:

  • Достижение взаимопонимания с клиентом и следование за его опытом.
  • Установление якоря безопасности, чтобы использовать его, если опыт окажется слишком интенсивным.
  • Помощь клиенту в диссоциации от образа. Выявление критических субмодальностей, с ним связанных и придающих ему такое значение.
  • Разрушение воспоминания путем изменения субмодальностей. Помощь в этом случае должна состоять в том, чтобы сделать образ диссоциированным. Это и позволит человеку научиться чему-либо на конкретном воспоминании.
  • Поиск необходимых для данной ситуации ресурсов и внедрение их в данный опыт.
  • Шаг в будущее. 
  • Диссоциируясь от воспоминания о прошлом событии и разрушая синестезию, вы получаете возможность увидеть событие в новом свете и немного передохнуть. Это не отрицание. Вы не отрицаете того, что произошло. Вы знаете, что это случилось, но теперь вы можете с этим справиться и двинуться дальше. Событие больше не является проблемой вашего настоящего.

    ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ

    Это замечательный способ учиться на болезненных воспоминаниях, чтобы в будущем не совершить подобной ошибки. Этот шаблон применим для любого типа неприятных воспоминаний за исключением фобий или травм, О преодолении фобий мы поговорим немного позднее.

    ЭТАП ПЕРВЫЙ

    • Мысленно вернитесь к неприятному событию в вашей жизни.
    • Сделав это, убедитесь, что вы видите себя в данной ситуации так, словно вы находитесь на экране. Оставайтесь вне опыта.
    • Просматривая свое воспоминание с точки зрения стороннего наблюдателя, обратите внимание на все происходящее, на поступки других людей, оказавшие влияние на ситуацию, на то, что вы были не в состоянии контролировать каждый аспект события. Обратите внимание на то, что вы в то время делали.
    • Чего вы пытались добиться?
    • Вернитесь в настоящее. Чему вы могли научиться на этом инциденте, чтобы ничего подобного с вами больше не повторилось? 

    ЭТАП ВТОРОЙ

    • Думая об этом опыте, определите то, как бы вам хотелось, чтобы развивались события. Используя преимущества стороннего взгляда, решите, как вам следовало действовать, чтобы достичь желаемых результатов.
    • Представьте, что вы действуете именно так, как действовали прежде. Оставайтесь диссоциированным, чтобы наблюдать за собственными действиями в данной ситуации на ментальном экране. Оживите события в своем воображении, но теперь поступайте иначе. Посмотрите, как разрешится ситуация.
    • Если достигнутые результаты вас удовлетворяют, в своем воображении войдите в ситуацию и  проживите ее так, как решили, ассоциированным образом. Вернитесь в прошлое, увидьте все собственными глазами, поступите так, как должны, и добейтесь желаемого результата.
    • Теперь очистите ментальный экран. Проделайте это по меньшей мере десять раз, оживляя событие таким образом, как вам хотелось бы, чтобы оно развивалось. В конце каждой репетиции очищайте ментальный экран (делать это нужно быстро).
    • Проанализируйте то, чему вы научились в ходе этого события, подумайте над тем, как полученные знания могут помочь вам в будущем. Оставьте боль случившегося в прошлом. Рассматривайте все дурные события вашей жизни с подобной же точки зрения. Вспоминайте их как отдельные инциденты.
    • Мысленно вернитесь к ситуации и обдумайте, чему вы можете научиться, чтобы избежать повторения подобного в будущем.

    ЭТАП ТРЕТИЙ

    • Теперь подумайте о ситуации, которая сложилась для вас успешно.
    • Вернитесь к ней, увидьте ее собственными глазами и ощутите те приятные чувства, которые ощущали тогда. Ассоциируйтесь с этой ситуацией.
    • Насладитесь воспоминанием.
    • Обратите внимание на то, что тогда принесло вам успех.
    • Что именно вы сделали, чтобы добиться этого успеха?
    • Сколько подобных ситуаций вы можете припомнить? Имеют ли они что-нибудь общее? Чему вы можете научиться из этих событий, чтобы использовать полученный опыт в будущем? Не ожидается ли в ближайшем будущем ситуации, которая могла бы развиться подобным же образом? Не могли бы вы поступать так постоянно?

    Назад в раздел НЛП ТЕХНИКИ >>>

    Зрительно-кинестетическая диссоциация — Техники НЛП — НЛП — Каталог статей — Pick-up

    Визуально-кинестетическая диссоциация:  базовый паттерн перемотки фильмов

    Этот метод надежен при работе с любой фобией, когда человек непроизвольно реагирует на определенный стимул — например, пауков, лифты, высоту или воду.

    Этот метод также применялся для широкого круга проблем, не имеющего непосредственного отношения к фобиям, включая разного типа травматические реакции на события прошлого: несчастные случаи, физические оскорбления, участие в военных действиях, в том числе и самые серьезные случаи «посттравматического стрессового синдрома».

    Критерием применения зрительно-кинестетической диссоциации является очень быстрая или немедленная реакция пациента на определенный стимул. При «тревоге» и других реакциях страха, развивающихся в течение нескольких минут или часов, обычно более эффективно использовать переключатель.

    Шаги Диссоциируйте клиента от стимула. Вызовите ресурсное состояние и стабилизируйте его с помощью якоря. Используя якорь, помогите клиенту увидеть себя со стороны, как он в той ситуации переживает паническую реакцию. Помогите клиенту ассоциироваться с травматической ситуацией в самом конце, когда все закончилось и быстро пройти задом наперед через все это переживание.

    Сделайте проверку.

    Рекомендуется, чтобы психотерапевт начинал процесс диссоциации клиента от неприятных или травматических воспоминаний сразу же, с самого начала терапии.

    Терапевт: «В чем проблема? Чем я могу помочь?» Клиентка: «У меня начинается паника, как только собака…». Терапевт: «Стоп. Давайте будем говорить о Наде, как будто она находится в другом месте, вон там. Что происходит, когда она видит собаку? Я хочу, чтобы вы рассказали мне о ней» (терапевт указывает рукой вперед, в пространство пред клиенткой).

    Клиентка: «Она начинает паниковать каждый раз, когда она оказывается рядом с собакой, а иногда даже, когда она думает о собаке».

    Важно

    Диссоциация является основой успешного применения этого метода. Следовательно, задача терапевта — научить клиента полностью диссоциироваться от стимулов и воспоминаний, вызывающих нежелательную реакцию. Терапевт отвечает за защиту клиента.

    Если у клиента интенсивная реакция, настоятельно рекомендуется перед началом работы вызвать ресурсное состояние и стабилизировать его с помощью кинестетического якоря. Терапевты часто пользуются двойной диссоциацией, чтобы еще эффективнее защищать клиента.

    Чтобы передать эту идею, эффективно будет воспользоваться метафорой.

    Терапевт: «Я хочу, чтобы вы вспомнили какой-нибудь знакомый вам кинотеатр и представили себе, что вы сейчас находитесь там. Пусть глаза будут открыты. На экране черно-белая фотография Нади. Когда вы это себе представите, следующим шагом будет оставить свое тело сидящим здесь и перенестись в будку оператора.

    Вы знаете, что это такое, не правда ли?» Клиентка: «Да». Терапевт: «Хорошо. Потому что в будке оператора вы в сохранности. Здесь есть маленькое стеклянное окошечко, через которое вы можете посмотреть и увидеть Надю, как она сидит и смотрит на свою черно-белую фотографию на экране.

    И я хочу, чтобы вы оставались в будке оператора, чувствуя себя уютно, пока вы смотрите сцену из фильма, потому что скоро вы увидите со стороны, как Надя реагировала, когда оказывалась рядом с собакой». Клиентка: «Я не знаю, с чего начать.

    Я должна вспомнить самый первый раз?» Терапевт: «Нет, это может быть любой запомнившийся момент, когда она (терапевт указывает рукой на Надю на экране) впадала в панику при виде собаки. Здесь важно, чтобы по мере того, как вы смотрите из будки, сцена была черно-белая и начиналась до появления собаки.

    Так что в начале она в сохранности, потом появляется собака, и она впадает в панику, а сцена просто прокручивается до самого конца, не останавливаясь, до того момента, когда опасность миновала». Клиентка: «То есть, она в сохранности в начале и в конце, страшно только в середине?»

    Терапевт: «Да. И даже когда ей страшно, вы в сохранности наблюдаете из будки оператора».

    Совет

    С помощью эффективных речевых оборотов, жестов и метафор, терапевт продолжает подкреплять диссоциацию клиента. По мере того, как клиент наблюдает за сценой, терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента.

    Когда клиент диссоциирован, его движения глаз будут соответствовать зрительному доступу (обычно это будет взгляд прямо вперед) и дыхание у него будет ровное и неглубокое.

    Если он начнет ассоциироваться, его физиология сразу же отразит сильные эмоции — движение глаз вниз, в область кинестетики (или клиент закрывает глаза), изменение цвета щек и неритмичное дыхание. В этом случае терапевт тут же прерывает клиента и переориентирует его на настоящий момент.

    Чтобы это сделать, терапевт убедительно настаивает на том, чтобы клиент открыл глаза, увидел комнату, услышал голос терапевта, встал и предпринял любые другие меры, необходимые для диссоциации. Например:

    Терапевт: «Надя, встань и послушай меня (терапевт заставляет клиентку подняться). Открой глаза и посмотри на меня. Заметь, что ты со мной и ты в сохранности. И поскольку ты здесь, ты не можешь быть там».

    Покуда терапевт реагирует при первых же признаках ассоциации у клиента, все будет в порядке. Когда клиент придет в себя, терапевт снова вызывает у него ресурсное состояние и снова стабилизирует его с помощью якоря (просто взять клиента за руку часто может быть эффективным якорем), прежде чем снова начать.

    Терапевт также может использовать субмодальности, чтобы помочь клиенту оставаться диссоциированным. Например, представление можно сделать меньше или отодвинуть его подальше, сцена может быть черно-белой, клиент может смотреть сверху.

    После того, как клиент посмотрел эту сцену со стороны (диссоциировано) до самого конца, следующим шагом будет ассоциироваться в конце этой сцены, после того, как травматический момент закончится и быстро пронестись задом наперед через всю сцену, ассоциировано, пролетая через все в обратном порядке.

    Когда клиент окажется в моменте до начала травматического эпизода, его следует переориентировать на настоящий момент.

    Обратите внимание

    Терапевт: «Надя, следующий шаг может показаться немного необычным, и я не хочу, чтобы вы его делали до тех пор, пока вы не поймете полностью мое объяснение. Хорошо?» Клиентка: «Хорошо». Терапевт: «Теперь, когда та сцена на экране закончилась, вы можете увидеть стоп-кадр с Надей после того, как все закончилось. Опасность миновала, она в сохранности.

    Так что вы можете войти прямо в стоп-кадр, и стать Надей после того, как травматический момент закончился. И когда вы окажитесь там, все будет цветным и фильм быстро перемотается назад. Вы когда-нибудь видели, как фильм перематывают назад?» Клиентка: «Да». Терапевт: «И все просто несется задом наперед.

    Если кто-то в этой сцене уронил яйцо, когда фильм перематывают назад, бесформенная масса подпрыгивает с пола и снова превращается в целое яйцо. Именно это и произойдет.

    Вы можете уделить все время, которое вам необходимо, чтобы оказаться в конце этой сцены, но помните, что когда фильм начнет перематываться назад, это произойдет очень быстро, так что примерно через секунду вы окажетесь в моменте до того, как что-либо произошло. Это понятно?» Клиентка: «Вы имеете в виду, что я буду внутри фильма, когда он будет перематываться назад?»

    Терапевт: «Да, именно так. И не останавливайтесь, пока вы не окажетесь в моменте до травматического эпизода».

    Терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента, чтобы убедиться, что он точно следует инструкциям. Если у терапевта есть какие-либо сомнения, он может проинструктировать клиента, чтобы тот повторил процесс.

    Терапевт: «Вы оказались в моменте до начала?» Клиентка: «Да». Терапевт: «Хорошо. На этот раз я хочу, чтобы вы сделали то же самое, вошли в сцену в конце, но теперь фильм будет перематываться назад даже еще быстрее».

    Чтобы убедиться в результатах работы, терапевт делает проверку.

    Терапевт: «А теперь, Надя, представьте себе, что собака вошла через ту дверь и подошла прямо к вам. Как вы отреагируете, когда она начнет лаять?»

    Важно

    Будет ли это реальный стимул, или воображаемый, или стимул из воспоминаний, по физиологии клиента можно определить, какая у него реакция: фобическая или нормальная. Если фобическая реакция существовала много лет, клиент мог не научиться другим, более разумным способам защиты.

    Например, если клиент с детства страдал агорафобией, у него, быть может, не было шанса научиться тому, насколько близко можно подходить к краю, чтобы не подвергать себя опасности.

    Опытный терапевт поможет клиенту прорепетировать разные варианты поведения, чтобы он мысленно приобрел достаточно опыта самозащиты, несмотря на отсутствие старой фобической реакции.

    — прием предложен Р.Бендлером (Using Your Brain for a Change, R.Bandler; Real People Press, Moab, Utah, 1985). Автор текста Р.В.Коннор.

    Ссылка на основную публикацию