Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Метода анатомирования и манипулирования страхами

Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Метод анатомирования страхов — один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов.

Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления.

К примеру, дети боятся темноты, потому что не знают, что таит в себе темнота; боятся грома и молнии, не понимая, чем они вызваны, как их объяснить и т.д. Эти проблемы в познании ребенка и порождают страх.

Обратите внимание

Метод анатомирования страха направлен как раз на то, чтобы восполнить эти пробелы в сознании.

Трехлетняя девочка Катя очень сильно боялась собак. Из беседы психолога с ее родителями выяснилось, что в раннем детстве девочка, случайно наступив на хвост собаки, панически испугалась ее лая и оскаленной пасти.

Несмотря на то, что собака даже не укусила ее, Катя очень долго плакала, после чего стала проявлять признаки сильного беспокойства не только в те моменты, когда видела собаку на улице, но даже и просто оттого, что слышала слово «собака»: Вскоре появились серьезные нарушения сна.

В течение достаточно долго периода времени Катя просыпалась по ночам в слезах и говорила, что ей приснилась собака, которая кусала ее, разрывала на части.

Очень долго родители ничего не могли с этим поделать. В качестве терапевтического приема им был предложен метод анатомирования страха. Для начала Катя смотрела детские мультфильмы про собак. Персонажи сказок и мультфильмов не вызывали у нее страха, однако она продолжала страдать от ночных кошмаров и панически боялась любых собак.

Вскоре у родственников семейной пары ощенилась собака. Кате предложили пойти посмотреть на маленьких собачек, поиграть с ними. Девочка, явно испугавшись, отказалась. Но когда ей было предложено то же самое, только слово «собака» заменили на слово «щеночек», она охотно согласилась.

Взрослую собаку на время визита из квартиры удалили. Катя некоторое время не решалась подойти к щенкам, но вскоре все же погладила одного из них. К концу вечера Катя уже охотно играла со щенками и брала их на руки.

После этого визита ей практически перестали сниться страшные сны. Через некоторое время они снова навестили уже немного подросших щенков. С каждым разом щенки все больше подрастали, превращаясь во взрослых собак.

Важно

Со временем Катя стала интересоваться всем, что ей рассказывали о собаках, и в сознании сформировалась мысль о том, что большие собаки вырастают из маленьких, безобидных щенков. Различные истории о том, что собака — друг человека, что она никогда не обидит своего хозяина, не укусит просто так, Катя слушала с интересом и доверием.

В этом примере мы наглядно видим, как таинственный образ страшной и злой собаки постепенно вытеснялся другим — образом собаки, вырастающей из щенка.

Поняв характер и привычки этих животных, а также разобравшись в том, почему в детстве на нее зарычала собака (не потому, что была злой, а просто потому, что ее нечаянно обидели), девочка стала нормально реагировать на этих животных. Ночные кошмары прекратились.

В общей сложности терапия заняла два с половиной месяца. В описанном случае метод анатомирования применялся в комплексе с другим методом, который в научной психологии имеет название десенсибилизации.

Десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха; кроме того, положительное воздействие при применении метода десенсибилизации оказывает и наглядно нейтральное отношение взрослых людей к объекту страха.

Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием.

В данном случае для того чтобы ребенок «понял» темноту, ему необходим личный опыт познания. Иначе говоря, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью.

Кроме того, в данном случае весьма существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху.

Совет

Не следует насильно заставлять ребенка оставаться в темноте! Это приведет к еще более глубоким и серьезным нарушениям психики.

Не стоит также и просить ребенка показать свою смелость, доказать, что он не трус и т.д.

В том случае, если он не сможет, поддавшись вашим уговорам, преодолеть свой страх, мысль о собственной трусости, укрепившись в сознании, приведет к существенным нарушениям собственной самооценки, скажется в дальнейшем и на характере, и на жизненных позициях.

В подобной ситуации лучше попытаться «подкупить» ребенка, например, посулить в награду за то, что он решится один пройти по темному коридору или побыть некоторое время в темной комнате, какой-нибудь подарок, что-то, о чем ребенок давно мечтал.

Применяя этот метод, родителям не следует надеяться на быстрые результаты. Напротив. В том случае, если им, к примеру, удастся уговорить ребенка пробыть всю ночь в темной комнате, результат может быть единовременным — выдержав одну ночь и получив то, что ему обещали, ребенок едва ли преодолеет свой страх.

Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом.

Поэтому для начала, выключив свет, некоторое время останьтесь с ребенком в комнате, поговорите с ним, а потом выйдите на минутку и снова зайдите. На следующий день количество времени можно увеличить — и так до тех пор, пока ребенок не сможет преодолеть того этапа, вместе с которым окончательно преодолеет и свой страх.

Соответственно распределяются и «награды» за каждый отрезок пути. Так, за его первое двух-трех минутное пребывание в темноте он может получить, кроме родительской похвалы, что-нибудь сладкое, а на последнем этапе вы можете наградить его долгожданной поездкой, игрушкой, о которой он очень долго мечтал, и т.д.

Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает прекрасные результаты в борьбе с детскими страхами.

Суть этого метода заключается в следующем: исходя из способности детского воображения абстрагироваться от действительности, ребенку предлагается некий «суррогат» его страха, например, Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона, или кукла в виде Кащея Бессмертного. Возможность манипулировать, т.е. управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления.

Предлагая ребенку купить в магазине куклу Бабы Яги или же нарисовать и вырезать сказочного персонажа, пугающего его, родители, скорее всего, столкнутся с бурей протеста со стороны ребенка. Не следует настаивать и уговаривать его, говорить, что, поиграв в игрушку, ребенок перестанет бояться.

Едва ли это случится. Действовать лучше по-другому. Если, к примеру, ребенок (пусть даже это произойдет посреди ночи) прибегает к вам со слезами на глазах и жалуется, что его снова напугал какой-то персонаж, лучше сначала успокоить его, а потом просто поинтересоваться, какой он был, как выглядел.

Обратите внимание

После того как ребенок даст хотя бы несколько характеристик, следует взять заранее подготовленные карандаши и бумагу, нарисовать то, что описывал ребенок, и спросить: «Похоже?»

Когда ребенок согласится с тем, что рисунок на самом деле сильно напоминает ему тот образ, который стал источником его страха, следует продолжить разговор.

«Так вот, значит, какая она, эта Баба Яга… Противная, мерзкая старуха — ничего не скажешь». Эти слова взрослый говорит спокойным тоном, не показывая ребенку, что он сам боится изображения, и при этом во время разговора вырезает картинку из бумаги.

«Противная старуха, — продолжает взрослый, протягивая ребенку вырезанную куклу, — всю ночь тебе спать не давала. Ну разве так можно, разве это хорошо? Иди, поставь ее в угол. В следующий раз будет знать, как пугать тебя».

Если реакция ребенка на предложение будет нормальной, то есть страх не будет слишком сильно выражен, и ребенок, сумев преодолеть себя, возьмет фигурку в руки и на самом деле поставит ее в угол, следует предложить ему продолжить игру. К примеру, погрозить ей пальцем и сказать, что вы оставите ее без завтрака.

Ко времени завтрака ребенка снова следует вовлечь в игру, спросив у него, как там Баба Яга, может быть, накормить ее завтраком, пожалеть? Не важно, каким будет ответ ребенка — главное, что в его сознании фиксируется факт: теперь он сам может управлять предметом своего страха, руководить его действиями по своему собственному усмотрению. Это будет первый шаг на пути преодоления страхов.

Подмена мысленного образа реальным, осязаемым объектом, предполагающим для ребенка наличие возможности манипулировать им, создает прекрасную возможность избавления от страха.

Рекомендуемые статьи: Нарушение сна и ночные кошмары :: Рисование страхов :: Метод избавления от страхов с помощь игр .

Сказкотерапия — метод борьбы с детскими страхами

Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Детские страхи очень живучи. Ребенок боится того, чего не может объяснить. Его страшит темнота, он боится оставаться один. Как ему помочь преодолеть страхи?

Сказкотерапия

С развитием фантазии и воображения ребенка пугают вымышленные злые персонажи. Нередко детские страхи перерастают в агрессию или во взрослые фобии. Чтобы этого не произошло, бороться со страхами нужно начинать с детства, на первичной стадии их развития.

Самый лучший способ избавить ребенка от страхов, утверждают психологи, — сказкотерапия. Она выявит глубинные причины страха, поможет вынести их на поверхность и преодолеть. Правильно подобранные сказки помогут взрослым понять, чем ребенку понравился конкретный персонаж больше всех, чем обусловлен выбор этой сказки.

Но главное – сказкотерапия раскроет самому ребенку его внутренний мир, поможет разобраться в причинах страха.

Проводим сеанс сказкотерапии

Проводить сеансы сказкотерапии могут родители. Но консультация специалиста не помешает. Психолог посоветует родителям или подберет сам такие сказки, которые влияли бы на ребенка ненавязчиво.

Это могут быть русские народные или специальные, психокоррекционные и медитативные сказки. Зачастую рекомендации психолога содержат предложения самому ребенку сочинить сказочную историю. Составленная ребенком сказка наилучшим образом укажет на причину страхов.

Метод сказкотерапии принесет пользу не только самым маленьким. Сказка поможет в решении многих психологических проблем подростков и даже взрослых. К тому же сказку нужно подбирать, учитывая не только возраст, но и индивидуальное психо-эмоциональное состояние ребенка.

Результат обязательно будет, только не нужно надеяться на сиюминутный.

Двухлетний ребенок уже способен удерживать во внимании простейшие действия сказочных персонажей.

Важно

Его особенно привлекают сказки о животных, он с большим удовольствием не только слушает сказку, но и подражает звукам и действиям животных. По мнению психологов, лучшему пониманию сказки малышам способствует опора на изображение.

Поэтому читайте детям хорошо иллюстрированные сказки. Воссоздание зрительного образа помогает детям прослеживать событийный ряд сказки.

К пятилетнему возрасту ребенок научается образному представлению, у него уже хорошо развита фантазия. Поэтому пятилетние дети больше любят сказки волшебные. Но нужно знать, что именно эта категория сказок зачастую становится причиной появления страхов.

Чтобы сказка выполняла свою психотерапевтическую роль, необходимо быть внимательным к тому, какие герои нравятся ребенку, а какие – нет. Наблюдение поможет выявить имеющуюся психологическую проблему малыша и своевременно откорректировать его психическое развитие.

Родителям необходимо обратить внимание на то, пересказывает ли пятилетний ребенок хорошо ему известную много раз прочитанную сказку.

Если ребенку трудно восстановить события, при пересказе он не опирается на сказочные элементы, упрощает взаимоотношения персонажей, это может говорить о задержке психического развития. В таком случае необходима консультация специалиста.

Детям семи лет полезно читать все интересные для них сказки. Требование только одно: сказки должны способствовать всестороннему развитию, как эмоциональной, так и волевой сферы ребенка, а также стабилизации его поведения.

Продолжайте чтение сказок даже тогда, когда ребенок сам уже умеет читать. Ведь любимая сказка, прочитанная на ночь любимой мамой, не только снимет многие проблемы ребенка, но и сблизит душой маму и ребенка.

А ведь это самый важный результат сказкотерапии.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9922/ (дата обращения: 22.03.2019).



The article examines children's fears and their causes. The main methods of correctional work of children's fears in preschool children.

Keywords: fear, fear kids, preschool age, correctional work, child, anxiety.

Страх в психологической науке рассматривается как одно из ее перспективных направлений — психологии эмоций. Страх относится к одной из основных эмоций. Данная эмоция возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительной или воображаемой ситуации.

В «Философском энциклопедическом словаре» страх — это отрицательная эмоция, возникающая в реальной или воображаемой опасности и угрожающая жизни организма, личности и защищаемым его ценностям (идеалам, принципам, целям и т. д.).

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, которые способны не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Именно поэтому многие отечественные психологи и психотерапевты в своих работах большое внимание уделяют детским страхам.

Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Детские страхи могут иметь самое разное проявление. Некоторым детям снятся ночные кошмары, когда малыш просыпается с плачем и зовет маму. В такой ситуации ребенку необходимо, чтобы родители спали с ним.

Совет

Другие очень боятся темноты, опасаются оставаться одни в комнате, выходить на улицу или в коридор без родителей. Бывает и такое, что дети переживают за своих родителей, боятся, что с ними может что-то произойти. Страхи могут проявляться даже в самых простых на первый взгляд ситуациях.

Дети отказываются кататься с горки, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, боятся идти к врачу и многое другое [3, с. 68].

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, однако, они могут сохраняться и длительное время.

Такие страхи говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтах в семье и являются признаком неблагополучия.

По мнению психологов, большинство основных причин лежат в области семейных отношений, таких как отрицательное или требовательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу и враждебность к миру.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе повышается самостоятельность ребенка, интенсивно развивается мышление, воображение, а также повышается вероятность появления страхов.

В этом возрасте дети остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если такое общение конфликтно, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка, которая может перерасти в страхи: страх темноты, одиночества, замкнутого пространства.

В связи с интенсивным развитием воображения и мышления проявляются страхи разных волшебных персонажей: домовые, бабайки и т. п. Эту детскую тревогу можно устранить путем совместных игр, проявления внимания.

Обратите внимание

В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности и особенно нуждается в поддержке и заботе родителей. Только родители могут обеспечить малышу уверенность в себе и в завтрашнем дне [2, с.75].

Страхи не возникают на пустом месте. Они обусловлены несколькими причинами:

 конкретный случай — случай, который когда-либо напугал ребенка (укус собаки). Но не у всех детей данный страх будет отчетливо проявляться. Все будет зависеть от особенностей характера ребенка. Такие страхи легче всего корректировать.

 внушенные страхи — источниками данных страхов являются взрослые, которые непроизвольно слишком эмоционально предупреждают ребенка об опасности. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

 детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет страха. Особенно это характерно для детей с развитым воображением. Реакция на такие фантазии у всех детей разная: одни могут сразу забыть, а у других это может надолго остаться в памяти и привести к непоправимым последствиям.

 внутрисемейные конфликты — ребенок чувствует себя виноватым в том или ином конфликте родителей.

 взаимоотношения со сверстниками — ребенок боится быть униженным в коллективе, где его не любят и не принимают.

В большинстве случаях дети справляются со своими страхами, благодаря поддержке и помощи родителей. Но бывают такие группы детей, которым необходима специальная коррекционная работа для преодоления страхов. Коррекция представляет собой форму психолого-педагогической деятельности, направленной на оказание специальной психологической помощи.

Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан и др. утверждают, что именно сказкотерапия помогает бороться с детскими страхами.

По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого.

Во время работы над сказкой ребенок получает способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир становится более ярким и радужным. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть пути их решения.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, сказка помогает найти выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов. Все это положительно влияет на коррекцию страхов дошкольников.

Многие исследователи говорят о том, что сказка помогает справиться и со стрессовыми нагрузками. Знакомство дошкольника со сказкой, инсценировка сюжета способствуют развитию психических функций и творческих способностей ребенка, помогает избавиться от страхов, агрессии и тревожности [1, с. 44].

Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева считает, что сказкотерапия базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных [1, c. 35].

 художественные — сказки, мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты;

 психотерапевтические — сказки, стимулирующие процесс личностного роста. Такие сказки не всегда имеют счастливый конец, но всегда очень глубоки и проникновенны.

 психокоррекционные — сказки, оказывающие влияние на поведение ребенка. Эти сказки ограничены по возрасту и проблематике.

 дидактические — сказки создаются педагогами и раскрывают смысл определенных знаний.

 медитативные сказки направлены на снятие психоэмоционального напряжения. Главной особенностью таких сказок является отсутствие в них конфликтов и злых персонажей.

В настоящее время существует множество форм работы с данными сказками. Рассмотрим некоторые из них:

  • Интерпретация сказок заключается в воспроизведении сказочной ситуации, сюжета.
  • Рассказывание сказок может проходить по двум принципам: рассказывать может сам ребенок или рассказчик-психолог.
  • Сочинение сказок — ребенок сочиняет сказку на основе своих тревог, радостей, печалей.
  • Переписывание сказки — ребенок выбирает для сказки такой конец, который наиболее соответствует его внутреннему состоянии.
  • Постановка (разыгрывание) сказок — важный компонент в сказкотерапии. Существует множество видов постановок, каждые из которых предполагают разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.
  • Сказочная имидж-терапия — в сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится.
  • Сказочное рисование — основано на тематическом рисовании, которое помогает изучить внутренний мир ребенка, понять, что ему не хватает, что пугает в жизни.
  • Использование танцев в сказкотерапии — эта форма направленна на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует, пугает.
  • Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с индивидуальностью каждого ребенка. Сказкотерапия позволяет выявлять и страхи детей-дошкольников, улучшать эмоциональное состояние ребенка, корректировать межличностное взаимодействие с окружающими.

    Для изучения страхов у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. Панфиловой, опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М. «Уровень тревожности ребенка», тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.

    Страхи могут возникнуть у каждого и в любом возрасте, но только в дошкольном возрасте вероятность появления страхов наиболее высока. Именно в этот период активно развивается мышление и воображение у ребенка, он активно взаимодействует с окружающими, со сверстниками.

    Важно

    Существует множество факторов, влияющих на появление страхов, но одним из самых главных факторов является семья. Для преодоления детских страхов используются различные методики и методы коррекционной работы. Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия.

    Именно сказка помогает ребенку избавиться от страхов, агрессии и тревожности.

    Литература:

  • Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И. В. Вачков. — М.: Ось — 89, 2001. — 144 с.
  • Джон Холт Причины детских неудач. — СПб: «Кристалл», «Дельта», 1996. — 448 с.
  • Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка — М.: Просвещение, 1986. — 129 стр.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей. — СПб.: Дельта, 1996. —480 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Речь, 2006. —170 с.
  • Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, страх, сказка, дошкольный возраст, вероятность появления страхов, детская, родитель, способствующая коррекция страхов детей.

    страх, ребенок, старший дошкольный возраст, коррекционная работа, окружающий мир, коррекция страхов, изобразительная деятельность, игра, детский возраст, графическое изображение.

    ребенок, страх, сказка, дошкольный возраст, вероятность появления страхов, детская, родитель, способствующая коррекция страхов детей.

    Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и…

    Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру.

    При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь

    Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Особенности страхов в детском возрасте исследовали А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, С. Г. Файберг и другие.

    Неожиданный страх, учитывая возраст ребенка.

    Пижугийда В. Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, страх, семья, родитель, взрослый, кукла, куколка, мама.

    В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте.

    Как бороться с детскими страхами?

    Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

    В какой-то степени повезло родителям, чьи малыши абсолютно бесстрашны: они без проблем остаются в детском саду, с удовольствием погостят без родителей у знакомых или у соседей, не испытывают никакого дискомфорта в новой обстановке, не бояться оставаться дома одни и не испугаются даже кромешной темноты. Правда, во всем этом есть тоже один минус, но об этом чуть ниже. Наша задача – рассмотреть, чего боятся тревожные дети чаще всего, и найти методы борьбы с их страхами.

    Почему ребенок боится

    Причин может быть несколько. Вот некоторые из них:

    Ребенок отличается особой впечатлительностью: все новое кажется ему сначала страшным.

    Малыш был когда-то кем-то или чем-то напуган – на уровне подсознания у него остался страх.

    Совет

    Запугивают малыша сами родители, не думая о последствиях: «не съешь всю кашу – заберет баба Яга», «не уснешь сразу же – придет Домовой». Взрослые, конечно, говорят все это полушутя, в душе же ребенка поселяется настоящий страх.

    Страшилки малышу рассказывают старшие брат или сестра, товарищи в детском саду или школе – некоторые дети очень любят «страшные истории».

    Если вы сможете установить, почему ребенок стал чего-то бояться, вам будет намного легче успокоить его и убедить в том, что страхи его совершенно напрасны.

    Детская боязнь темноты

    Ответить на вопрос, чего боятся тревожные дети,и как предупредить их боязнь, довольно трудно, потому что иногда просто невозможно предположить, что может нафантазировать в своем воображении ребенок. Чаще всего дети боятся следующего:

    Темноты: ребенок боится оставаться один в темной комнате.

    Незнакомых людей: малыш категорически отказывается знакомиться с ними, ни на минуту не останется с «чужими».

    Животных: при виде кошки или собаки старается спрятаться за родителей, ни за что не согласится погладить даже самого милого щенка.

    Боится потеряться: все время держится за руку родителей, страшась отпустить ее даже на минуту.

    Пугается потока машин: от страха не может вовремя среагировать на зеленый свет светофора и остается стоять на месте.

    Испытывает чувство страха, общаясь со сверстниками в детском саду или школе.

    Боится обратиться с вопросом к воспитателю или учителю.

    Трусит, когда гремит гроза и сверкает молния.

    Из-за страха не может оставаться один дома.

    Обратите внимание

    Настоящий ужас у ребенка может вызвать просьба взрослых сходить за чем-нибудь в подвал, сарай или гараж.

    Можно ли развить смелость

    Любые личностные качества можно развить, в том числе и смелость. И здесь родителям нужно проявить не только настойчивость, но и деликатность: ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, рассказывать о них кому-нибудь третьему в присутствии ребенка; пытаться бороться с ними слишком резко, без моральной подготовки маленького трусишки.

    Методы, которые лучше не применять

    Нередко можно услышать такой совет более опытных родителей молодым: «Не церемонься! Решай все быстро – ребенок моментально переключит свое внимание. Например, если он боится темноты, никогда не иди у него на поводу – выключай свет сразу! Боится отвечать у доски? Попроси учительницу, чтобы вызывала его каждый день!»

    Никогда так не делайте. Поставьте себя на место ребенка: например, вы боитесь подняться на крышу десятиэтажного дома, подойти к ее краю и посмотреть вниз.

    Вы понимаете, что опасного в этом на самом деле ничего нет и готовы постепенно перебороть свой страх, но от вас требуют сделать это немедленно.

    Что вы переживете? Минуты ужаса! Мало того, если вы даже подойдете к этому краю, то сделаете это почти бессознательно, то есть никакой вашей «победы» над собой не будет.

    Вот то же самое переживает ребенок, когда родители, стремясь поскорее закончить с проблемой, пытаются решить ее насильственными методами. Он зайдет в темную комнату, останется дома один, погладит незнакомую собаку – сделает все, что вы приказали, только потому, что один его страх победит другой – страх наказания со стороны взрослых. Это не только не прибавит ему смелости, а, наоборот, расширит круг его переживаний.

    Советы

    Ребенок один дома

    Сначала обязательно выясните точно, чего он боится и почему решил, что «это» страшно. Постарайтесь объяснить ребенку необоснованность его страхов, помогите ему их преодолеть. Придумывайте небольшие тренинги.

    Например, ваш ребенок отказывается оставаться один дома. Попросите его побыть без взрослых всего лишь 5 минут, потом 10, 15 и так далее.

    Страх постепенно уйдет, и малыш даже не заметит, как вы вместо получаса будете отсутствовать час и более.

    Бесстрашие детей: хорошо это или плохо

    Важно

    Если ребенок чего-то боится, только не всего подряд – это нормальная реакция самозащиты малыша. Он изучает мир, стараясь определить для себя, что безопасно, а чего следует избегать. В то же время есть, как мы уже указали выше, дети, которые ничего не боятся.

    И если первых нужно научить преодолевать тревожность, то со вторыми нужно вести другую работу: им обязательно нужно дать понять, что нельзя не раздумывая идти куда-то с чужим человеком, надо проявлять внимательность на дороге, соблюдать субординацию с воспитателями и учителями, опасаться беспризорной собаки и т.д. Их смелость должна иметь разумные границы!

    Хотите воспитать гармоничную личность, лишенную комплексов и страхов? Запаситесь терпением – и тогда все получится: ребенок успешно преодолеет любые надуманные «опасности»!

    Работа с детскими страхами разными методами

    Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

    Работа с детскими страхами разными методами

    В предыдущей статье «Работа с детскими страхами»

    я описала алгоритм работы с детскими страхами с помощью метафорических карт, а именно детских МК «Персонита».

    Сегодня мы поговорим о других, не менее действенных способах, преимуществом которых является не обязательное наличие МК у психолога

    Иногда наши дети боятся чего-то….боятся чего-то все дети…

    боятся не все. Вернее, и боятся. Только некоторые из них продолжают бояться. Сами не зная, чего….оставаясь в страхе детьми.

    А другие тоже иногда боятся. Только они знают, чего именно и что с этим делать: как минимум – обратиться к специалисту по «отработке страхов», к профессиональному психологу.

    Почему наблюдаются в социуме две разные модели взаимоотношений со страхом?

    Потому, что

    — одни взрослые правильно отработали детский страх со своими детьми

    — другие — не правильно или вообще не отработали. Что, в общем и целом, одно и то же.

    Рассмотрим процедуру «обнуления (или нормализации) детских страхов с позиции психотерапевтических методов (упражнений, методик, рекомендаций и т.п.), а именно:

    1) проигрыванием ситуации страха

    — сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…

    — игра в прятки — ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка). Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-родителя (роль) – он почувствует свою силу-смелость (закрепит ее)

    — игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный

    2) рисованием: нарисовать 4-е рисунка

    – нарисовать свой страх,

    — себя со трахом,

    — вымышленного героя-победителя страха,

    — себя в качестве героя – победителя страха.

    В итоге должны быть изменения на рисунках такие: если на 1-м рисунке страх огромный , а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот .

    — проживание страшной ситуации вместе со взрослым – например, со свечой обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу). Подойти в темной комнате со свечкой в этот угол, заглянуть под кровать и спросить. Что он там видит.

    Ребенок сам должен проговорить, что он там ничего не увидел. Затем задуть свечу. Предупредив об этом ребенка. Затем зажечь свечу и потом попросить ребенка задуть свечу и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходится без света и взрослого.

    Можно это сделать не за один день, а поэтапно, постепенно:

    – не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить!

    — обращаться с ребенком, как с Личностью:

    — с уважением

    — доверием

    — верой в него.

    К ТОМУ ЖЕ: целью страх ребенка может быть банальное манипулирования для получения

    — внимания

    — любви

    — сочувствия

    — поощрения

    — заботы от родителей. И это уже проблема самих родителей! Задайте себе вопрос: достаточно ли я провожу времени со своим ребенком, качественно ли я с ним общаюсь или «отдаю дань», дергая и принижая своего ребенка? Может быть, и я сам(а) , порой.

    Манипулирую ребенком «Если ты не сьешь – я не дам тебе смотреть мультики…»? Честно ответьте на подобные вопросы и не удивляйтесь тому, откуда же ребенок нахватался манипуляторным способам поведения, ох уж эти садики-воспиталки, школы-учительки!» J

    А так же в помощь родителям будет методика «Серебряное время ребенка», описанная в моей статье «Серебряное время ребенка или как воспитать радость бытия» .

     И главное – быть самим родителям менее тревожным! Чем более спокойны родителя, тем менее тревожен ребенок. Помните: ваши личные страхи и опасения передаются вашим детям. Ведь весь мир ребенка заключается в опоре на родителей. Спокойствие детей нарушится с разрушением уверенности у их родителей!

      Хотите избавиться от страхов? — это тут

    Получите консультацию автора статьи на тему «Избавление от страхов –приобретение Уверенности»

    на этом сайте в приватном чате.

     

    Книги и БАДы от тревоги здесь          

    Автор статьи         Медпсихолог Силаева Т.Н.

    Как снимать детские страхи — Психологос

    Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

    У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс — отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи — реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

    Работа с детскими страхами — в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: «Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!»

    Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

    Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело.

    Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

    В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и тревожность родителей, и работать нужно не с ребенком, а с родителями, чаще мамами и бабушками.

    Совет

    Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

    Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов.

    Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке — самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.

    Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:

    Ночные страхи детей, Страх перед школой, Страх совершить ошибку, Страх спать без света или одному, страх темноты

    Основной прием в работе со страхами у детей — это снятие у ребенка страха перед страхом.

    Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца — проявление основного страха.

    Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца («вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!»), это уже вторичный страх ребенка.

    Обратите внимание

    Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой — это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

    Детям объясняют это самыми различными образами.

    Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.

    Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

    Как бороться с детскими страхами с помощью сказки?

    Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

    Специалисты подбирают для лечения самые разнообразные сказки: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные, и многие другие.

    Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. В этом случае можно узнать о тех детских переживаниях, которые они и сами не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми.

    Например, невозможность найти со сверстниками общий язык, боязнь, что они будут насмехаться.

    Какие страхи лечим сказкой?

    Вообще, сказкотерапия работает с довольно широким кругом проблем: эмоциональными и поведенческими.  Убежал от мамы, поругался с другом, обманул, не убрал за собой игрушки, боится темноты, боится гостей и пр. Список тех проблем, которые можно решить с помощью сказки, поистине огромен.

    Например, сказка О. Шороховой «Жадный великан».  Цель сказки: познакомить ребенка с таким плохим поступком как  жадность (качество, часто встречающееся у детей).

      Если ребёнок начал жадничать, можно просто напомнить ему сюжет сказки, и тогда малыш вспомнит, что с ним может произойти такая же ситуация как с великаном (в данной сказке все отвернулись от него: перестали с ним играть, солнышко спряталось за тучки, пошел дождик, великану стало грустно, холодно и он заплакал. К нему на помощь пришли его друзья – гномики). Как правило, через некоторое время дети полностью исправляют свое поведение.

    Вооружившись знаниями о том, как работает сказкотерапия и, проконсультировавшись со специалистом, какого плана сказки помогут вашему малышу побороть тот или иной страх, можно начинать сочинять сказки самостоятельно.

    Сочиняем терапевтические сказки

    Как поясняет детский педагог Яна Войнакова, алгоритм здесь достаточно простой. Главное, выявить причину детских страхов, и бороться непосредственно с ней.

    Ведь даже нежелание ребенка ходить в детский сад может быть вызвано как обычной прихотью, так и дискомфортом, который он испытывает в коллективе сверстников, или грубым отношением воспитателей.

    Естественно, что каждая причина требует своего подхода.

    Итак, причину нашли, теперь придумываем историю, в которой  главный герой похож на вашего ребенка (внешне, деталями одежды, цветом глаз, волос и пр.).

    Например, «жил-был мальчик Петя, ему было пять лет, у него были черные волосы и синие глаза…» Далее описываем ситуацию, похожую на ту, в которую попал ребенок.

    Например, «мальчик Петя никогда не слушал, что говорит ему мама и все делал по-своему»…

    И наконец, мы должны найти выход из ситуации: в финале сказочный мальчик обязательно меняется, начинает слушаться маму, и жизнь налаживается. Ребенок, к слову, ближе к четырем годам, сам может предлагать различные варианты решения проблемы – ни в коем случае нельзя отталкивать ни один из предложенных вариантов.

    Он, конечно, корректируется в каждом  индивидуальном случае, но есть и общие, базовые принципы. Так, любая сказка читается не менее трех раз.

    Важно

    Для того, чтобы ребенок усвоил сюжет и смысл сказки, необходимо провести беседу о сюжете сказки, главных героях, о поступках, эмоциях, поведении, взаимоотношениях между героями и т.д.

    Эффективно с малышом поиграть в эту сказку, используя тематические игрушки или игрушки – заместители, дети с интересом играют в сказку на песке, используя мелкие игрушки. Важно в процессе игры отследить действия малыша, ему предлагается роль того героя, которого он боялся или который вел себя неадекватно.

    Далее с ребенком можно нарисовать понравившийся сюжет сказки, еще раз проговорить положительные поступки: смелость героя, честность, трудолюбие, заботу о старших и т.д. После первого сеанса у ребенка может не произойти никаких изменений, на осмысление необходимо время. Иногда требуется месяц, иногда и больше, все индивидуально.

    Используя в работе сказку, важно учитывать возраст ребенка, эмоциональное состояние, особенности темперамента, поведения, социальное окружение. Обычно, сказки придумываются под конкретного ребенка, но есть и готовые варианты. Они затрагивают наиболее распространенные детские проблемы и страхи, помогают родителям понять, как сочинять и рассказывать детям сказки. Приведем несколько примеров.

    Боится темноты

    Причины страха здесь могут быть самыми разными. Но, как правило, малыши боятся темноты, потому что она связана с неизвестностью, чем-то непонятным и оттого пугающим. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

    Избавиться от страха помогут следующие сказки: Ирина Турина («Сказка про смелого Алёшу») и  Михаил Андрианов («Бум-бум-бум»). Когда я, например, прочитала своему сыну сказку про смелого Алешу, он начал каждый вечер перед сном рассказывать услышанное в сказке заклинание от бяк-бук.

    Расскажет и спокойно засыпает, искренне поверив в то, что стишок надежно защищает комнату от любых чудовищ.

    Кстати, запугивать детей бабайками, даже в воспитательных целях, не стоит. Да, можно рассказать в сказке про чудовище, ведь ужастики в жизни малыша присутствуют всегда, редко какой мультфильм обходится без монстров. Но в сказке обязательно должен быть озвучен способ, как победить зло. Например, в сказке про страну нерях дети, в итоге, победили злую волшебницу Неуберинду.

    Очень часто, к слову, психологи советуют наряду со сказкотерапией использовать и куклотерапию – вместе с ребенком сделайте страшную игрушку – воплощение детского страха, обыграйте ту или иную ситуацию и победите куклу. После игрушку можно убрать куда-то, до повторного возникновения ситуации, либо просто выкинуть. А если ситуация повторится – сделать новую куклу.

    Проблема со сном

    Многие детки не хотят ложиться спать, часами укладываются и засыпают.

    Причины здесь могут быть разные: от банального каприза до того, что ребенку просто жаль тратить время на сон, ему кажется, что он столько всего еще может успеть переделать. Выявили причину нежелания идти в постель – приступаем к терапии.

    На просторах Интернета я нашла три подходящие сказки: Ольга Быкова («Тема и сон»), Дмитрий Соколов («Смелый мальчик и тетушка ночь») и Татьяна Холкина («Сказка про кроватку»).

    Не убирает игрушки

    Как правило, квартиру, где есть маленький ребенок, не спутаешь ни с чем. Беспорядок в комнатах говорит сам за себя. Учить ребенка наводить порядок необходимо, в первую очередь, на личном примере.

    Превратите уборку в увлекательную игру, и тогда малыш начнет получать от этого процесса удовольствие, и не будет воспринимать уборку как некую повинность. Результат можно закрепить сказкой.

    Здесь подойдут такие сказки как «Сказка про страну нерях» (Ирина Гурина) и «Сказка про Мишку и порядок» (Татьяна Козлова).

    Требует покупок в магазине

    Справиться с проблемой помогут две сказки: Наталья Никитина («Слонёнок и шарики»), Михаил Андрианов  («Поцелуй Хотелки»). Первая сказка будет более понятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше.

    Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин. Ведь очень часто дети пытаются вещами заполнить внутреннюю пустоту, им не хватает общения, в том числе, и с родителями.

    Исправляйте ситуацию: учите ребёнка испытывать радость от каких-то совместных дел, прогулок, походов и общения, от окружающего мира живой природы, а не от бесполезных вещей.

    Не хочет ходить в детский сад

    Как Оля полюбила садик — Людмила Цвирко.

    Дерётся

    Сказка про Колю и его друзей — Людмила Цвирко.

    Сказка про доброго Петю — Ирина Маниченко.

    Сказка про Зайца-забияку — Ирина Гурина.

    Не любит умываться

    Как Костя стал умываться – Татьяна Холкина.

    Кари и Еc – Эльмира Блинова.

    Грубит родителям

    Сказка о пропавшей улыбке — Дина Трушина.

    Много времени проводит за компьютером или у телевизора

    Ирина Маниченко – Федя и компьютер.

    Ирина Маниченко – Прилипчивый телевизор.

    Не хочет есть

    Как Илюша животик кормил — Татьяна Холкина.

    Почему нужно кушать — Ирина Гурина.

    Про Катюшину Капризку — Ольга Быкова.

    Детская стеснительность

    Как Андрюша гостей встречал — Татьяна Холкина.

    Любая сказка несет в себе нравственное начало, учит и воспитывает ребенка. Рассказывая своему малышу сказку, вы уже даете ему понять, что он для вас очень дорог и любим. А если еще и правильно подбирать сказки и книги, то вы поможете вырасти своему чаду по-настоящему  счастливым человеком.

    Художественные сказки, к слову, тоже очень полезны.

    Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому — «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце».

    В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

    Совет

    Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), куклотерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.

    Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.

    Используйте все возможности сказкотерапии: анализируйте поведение своего ребенка, выявляйте причину его страхов, капризов и проблем, сочиняйте или дополняйте деталями из жизни своего ребенка готовые сказки, рассказывайте их малышу, обсуждайте, проигрывайте. Это обязательно поможет маленькому человеку осознать свои поступки и справиться с трудными жизненными ситуациями.

    В темной-темной комнате…

    Метод анатомирования в борьбе с детскими страхами

    Страх… Страхи разнообразны и свойственны в той или иной мере каждому ребенку. Они известны каждому родителю, утешающему свое дитя, сжавшееся в маленький напуганный комочек. Они тихонько подползают к ребенку из-под кровати, прячутся в шкафу или таятся темноте, но так или иначе отравляют радостное детство. Давайте же разберемся, как по‑настоящему помочь своему ребенку.

    Посмотри на себя

    Первый шаг к победе — посмотреть на себя. Очень часто причиной детских страхов являемся мы, родители. Для начала подумайте, не слишком ли вы опекаете своего ребенка. Ведь чрезмерная опека создает у маленького человечка ощущение постоянной опасности.

    Только представьте, до определенного периода жизни для ребенка вы являетесь самыми сильными и всемогущими.

    Если дрожите вы, то что же делать ему, маленькому и слабому? Как противостоять этому большому и грозному миру, нависающему над ним? И здесь срабатывает еще один механизм — ребенок практически ничего не знает об этом мире, но, чувствуя опасность, замещает место знаний фантазиями.

    А фантазии, ведомые страхом, действительно могут быть ужасающими, и тогда у страха воистину глаза велики. Итак, резюмируем два основных правила для сознательного родителя: спокойные и уверенные родители = счастливый ребенок; знание — мощное оружие против страха.

    Также следует помнить два «нельзя»:

    — никогда нельзя подтрунивать и смеяться над детскими страхами. Ребенок замкнется, а его страх окрепнет. Не оставляйте свое чадо один на один с этим нелегким бременем;

    — нельзя угрожать ребенку, побуждая что‑то сделать. К примеру, пугать бабой-ягой (дядей, домовым или еще кем бы то ни было), если он не съест кашу или не будет идти рядом с вами.

    И два «надо»:

    — рассказывайте ребенку о своих страхах (в адаптированном варианте) — это сблизит вас и даст ему надежду. Также этим вы покажете ребенку, что страх свойственен всем и он не одинок со своей проблемой;

    — всегда поощряйте даже самые маленькие победы.

    Какие они — страхи…

    Немножко поговорим о самых распространенных видах детского страха и его причинах.

    Страх темноты — один из самых реальных и обоснованных страхов. Поэтому самым сильным оружием против него является знание и поощрение самых маленьких побед. Ни в коем случае не заставляйте ребенка спать в темной комнате без его согласия — это может вызвать серьезные патологии в будущем.

    Страх одиночества может быть вызван:

    — какой‑то психической травмой (чаще всего семейного характера);

    — ревностью;

    — природной робостью;

    — детским деспотизмом (страх используется ребенком как способ заставить родителя (-лей) быть при себе).

    В борьбе с этим страхом очень важно определить его причину. Как правило, лучше всего задействовать творческий канал.

    Страх сказочных персонажей может иметь два корня роста:

    — жестокие мультфильмы или компьютерные игры. Если это ваш вариант, то возьмите под жесткий контроль все, с чем живет ваш ребенок и чем он увлекается, потому что подсознание на самом деле не отличает картинку от реальности, и все, что он видит, его мозг считает реальным;

    — ассоциации со строгими и авторитарными родителями. В данном случае вам, скорее всего, лучше обратиться к специалисту, который поможет разобраться в себе и измениться к лучшему на благо вашего ребенка.

    Страх смерти сложен своей реальностью и не надуман. Часто страхи темноты и одиночества произрастают из страха смерти. Некоторые психологи советуют «метод веры» — душа бессмертна. Стоит также усмирить свою тревожность и зацикленность на болезнях.

    Не стоит позволять детям видеть покойников и похороны — от глубокого стресса у ребенка в дальнейшем может развиться бесчувственность к смерти близких. Но при этом следует говорить о смерти, рассказывать об ушедших, тем самым подтверждая, что смерть — это не итог существования человека.

    Если вы используете в качестве метода борьбы с этим страхом игру, то смерть нужно использовать только метафорически.

    Обратите внимание

    Страх бандитов, войны, катастроф берет свое начало из страха смерти (см. выше). Также не смотрите при детях новости, не обсуждайте теракты.

    Страх уколов, боли, врачей побеждают знание и поощрение. Возможно, следует сменить врача.

    Страх наказания, крика имеет две причины:

    — авторитарность родителей и завышенные требования к ребенку. В данном случае по‑настоящему ребенок боится быть отвергнутым и нелюбимым, и тогда основная работа ложится на родителей: им необходимо изменить способы выражения своей любви и требования к ребенку;

    — несоответствие характеров или «врожденная интеллигентность» ребенка — крик и наказание являются уничтожением его сущности, он просто не приемлет этого глубоко в душе. Лекарство — смена системы наказания.

    Это общие правила, а теперь поговорим о конкретных способах борьбы со страхами. Вы вправе выбирать любые, понравившиеся вам, поскольку их суть одинакова. Страх, как любое чувство, своеволен и своенравен, как ветер. С ветром ничего поделать нельзя, поэтому смысл любой техники заключается в том, чтобы дать страху форму — видимую и ощущаемую.

    Сказкотерапия

    Первым способом решения проблемы страха может быть сказкотерапия. Здесь два пути — вы можете читать сказки, где герой преодолевает страх, или сочинить свою сказку с ребенком, предоставляя ему возможность придумать позитивный конец с оглушительным успехом.

    Сказкотерапия удобна своей метафоричностью, ведь, как правило, дети склонны не признавать своих страхов. Слушая же сказку, ребенок ассоциирует себя с главным героем, и все переживания сказочного персонажа он переносит на себя. Но не стоит настойчиво ставить героя в пример, т. к. это может понизить само­оценку, и сформируется комплекс неудачника.

    Важно превратить недостатки ребенка в его достоинства, это очень поможет ему в будущем.

    Арт-терапия

    Вторым способом может стать арт-терапия. Здесь тоже возможны варианты. Или рисуется страх жуткий-жуткий, доведенный до абсурда. Потом можно или разорвать рисунок, или сжечь, главное — торжественно и ритуально его уничтожить.

    Второй вариант — нарисовать страх, а потом сделать его смешным, выставить дурачком. Не сдерживайте ребенка, сами подключитесь к этому забавному действу, от души посмейтесь над страхом — смех действительно может быть лечебным.

    Игровая терапия

    Важно

    Третий вариант борьбы со страхом — игровая терапия. Придумайте сценарий, подходящий вашему ребенку, и разыграйте его всей семьей. Позвольте ребенку быть не только победителем, но и самим воплощением его страха. Следует уделить особое внимание мимике и жестам, поскольку достоверное и гротескное изображение чувств помогает ребенку в его понимании страха и борьбе с ним.

    Физические упражнения

    Четвертый способ — телесно ориентированные техники. Их смысл заключается в том, чтобы вывести страх из тела. Каждое чувство «оседает» где‑то в нашем организме, у всех этот процесс индивидуален, но есть общие правила, подходящие всем, вот некоторые способы:

    1. Желательны, когда страх сильно сковывает и зажимает.

    — РАЗГИБ

    Выполняется лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванне. На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног… Задержаться в таком положении и задержать выдох… С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5 — 10 раз или сколько потребуется.

    — РАСТОПЫР

    Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук — желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий — разжатий. Повторить 5 — 10 раз.

    — ДИКОПЛЯС

    Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки — прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во всяком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает.

    — ТОПОТУН

    То же, что и дикопляс, только с акцентом на топоте ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

    — ВРАЩАЛKA-КРУЖИЛКА

    Выполните 10 — 15 круговращательных движений на одном месте (подвариант: центрифужно вращать только головой).

    Особо желательны, когда явственны зажимы лица, растерянность, невладение мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.

    — УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ — ОСКАЛ

    Совет

    Сильный, предельный оскал не оставляет места ощущению мандража — испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 — 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка и соответствующее состояние…

    — РАЗДУВ

    Медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками… вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до раздувания всего тела… До этого, разумеется, не дойдет, но представить можно!..

    Представь, что воздух уже в кости входит… Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диафрагму, поиграй ею, помассируй нижележащие органы… Все! Выдыхай, выдыхай так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой. Повтори 5 раз.

    — РЫК

    Представь, что ты собака, и порычи на все свои страхи и неуверенность.

    — ГАРМОШКА

    Представь: страх твой — гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела — гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше… До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть‑чуть… снова разжать… Раз 7 — 12 с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.

    — ЗМЕЙ ШИПУЧИН

    Громкий звук «Ш-Ш-Ш… Щ-Щ-Щ…», издаваемый в течение полминуты, снимает любой страх и тревогу как минимум на ближайшие полчаса.

    — ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК

    Общее условие действия всех вышеназванных способов: применять, не боясь применять. Или боясь — но применять! Спросишь: «как не бояться». А вот хоть так — показать язык страху.

    Ссылка на основную публикацию