Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Содержание

Типы агрессивного поведения

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Исходя из выбранного субъектом способа поведения, выделяют вербальную и физическую агрессию (А. Басс и соавторы), а также третий самостоятельный вид такого поведения — косвенную агрессию.

Мне представляется это не совсем логичным, поскольку косвенной может быть и вербальная и физическая агрессия (первая представляет ругань про себя, скандал с близкими людьми, не имеющими никакого отношения к конфликтной ситуации; вторая облекается в свои формы: хлопанье дверью на прощание, стучание кулаком по столу, бросание, швыряние предметов и т. д.). Поэтому логичнее говорить о прямой и косвенной вербальной агрессии, как и о прямой и косвенной физической агрессии.

Целесообразность их выделения и самостоятельного изучения подтверждается (исходя из данных П. А. Ковалева, 1996) тем, что:

Обратите внимание

1) они имеют различную степень проявления (или склонности к проявлению): косвенная вербальная агрессия проявляется вдвое чаще, чем косвенная физическая; кроме того, у мужчин больше всего проявляется прямая физическая агрессия, а у женщин — косвенная вербальная (что существенно уточняет имеющиеся в науке сведения о большей агрессивности мужчин по сравнению с женщинами); 2) косвенная вербальная агрессия, как правило, не коррелирует на значимом уровне с остальными видами агрессии, в то время как косвенная физическая агрессия по преимуществу демонстрирует достоверные связи с другими видами агрессии (прямой вербальной и прямой физической).

В то же время достоверные корреляции между суммарной вербальной и суммарной физической агрессией, с одной стороны, и суммарной прямой и суммарной косвенной агрессией — с другой — свидетельствуют о некоторой их общности, и поэтому можно говорить об агрессивном поведении как комплексном психологическом феномене.

Однако при этом агрессивное поведение не следует путать со склонностью к нему (агрессивностью как интегральным личностным свойством) и с другими личностными характеристиками, облегчающими или затрудняющими формирование мотива агрессивного поведения (конфликтностью).

Подобное смешение наблюдается у многих зарубежных и отечественных авторов.

Это приводит к тому, что в опросники на агрессивность включаются и вопросы, относящиеся к конфликтности, а в опросники на конфликтность входят вопросы, связанные с агрессивным поведением; при этом не учитывается, что эти два феномена отнюдь не тождественные. Ведь и зарубежные психологи признают, что фрустрация не всегда приводит к агрессивному поведению, так как у человека существуют тормозные механизмы, препятствующие осуществлению агрессивных намерений.

Одним из них оказывается трусливость. Так, при наличии достоверной связи между суммарной агрессивностью и суммарной конфликтностью (выраженностью 8 конфликтных свойств личности) эта связь у трусливых менее тесная, чем у нетрусливых. Это свидетельствует, что высокая конфликтность может и не приводить к агрессивному поведению у трусливых людей или вызывать косвенную агрессию, а не прямую.

Ряд данных показывает, что люди отличаются агрессией, которая связана с характером.

Исследователи предположили, что различная склонность людей к агрессивным действиям определяется тем, что они рождаются с разными порогами активации трех нейробиологических структур, задействованных в реализации агрессивного поведения: системы «борьбы — бегства» (СББ), которая включает в себя миндалевидную железу, гипоталамус и средний мозг и активируется, когда мы испытываем боль и фрустрацию; системы поведенческой активации (СПА), главным компонентом которой является дофаминергическая система, активирующаяся в случае фрустрации, чтобы избежать наказания или преодолеть препятствия; системы поведенческого торможения (СПТ), в которой задействовано несколько структур головного мозга и активация которой автоматически приводит к концентрации внимания на тех стимулах, которые являются угрожающими (Gray, 1991).

Возьмем, к примеру, вербальную агрессию. Согласно изложенной точке зрения, склонны к ней те, у кого низкий порог активации СПА и СББ и высокий — СПТ.

Важно

Точнее, «люди с высоким уровнем вербальной агрессии имеют сильную мотивацию достичь цели, участвуя в межличностных взаимодействиях, они быстро переходят к агрессивной тактике в случае первых неудач и, если отсутствует надлежащее торможение, становятся агрессивными.

Фокусировка внимания, сопровождающая активацию системы, обеспечивает постоянную сосредоточенность на цели и сводит к минимуму внимание к возможным негативным последствиям агрессивного символического действия (Beatty, McCos- кеу, 1997, с. 450).

Понятие порогов является важной составляющей теории, поскольку позволяет понять, что даже люди, обладающие невысокой агрессивностью характера, способны проявить ее вербально, если достаточно событий, чтобы активировать СББ и СПА, но мало для активации СПТ (Фрэнкин Р. Мотивация поведения. СПб.: Питер, 2003. С. 371).

Возрастная динамика мстительности. По вертикали — самооценка мстительности, баллы; по горизонтали — возраст, годы. Светлые столбики — данные для мальчиков, темные — данные для девочек

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Варианты проявления детской агрессивности — Психологос

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Автор статьи Г. Бреслав

Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному — можно применить общие схемы (см. таблицу 1), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии, второй — механизмы агрессивного поведения.

Вариант 1

И. А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию.

Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.

Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции.

Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения.

Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми.

Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Совет

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха.

Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства.

При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний.

У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений.

Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.

Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение.

В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.

Вариант 2

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого.

Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

1. Импульсивно-демонстративный тип

Здесь у ребенка главная цель — продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи.

Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат.

Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния.

Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.

Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников.

Вполне вероятно, дети этой группы отстают от сверстников в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.

Данные психологических обследований показывают, что дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим показателями:

  • низкий уровень интеллекта — и общего, и социального;
  • неразвитая произвольность;
  • низкий уровень игровой деятельности.

2. Нормативно-инструментальный тип

В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров.

Об этом свидетельствует и тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью.

При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.

В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд».

Обратите внимание

Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью.

В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их.

Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них.

В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.

По результатам психологического обследования дети нормативно-инструментальной группы обладают следующими особенностями:

  • высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального);
  • развитая произвольность;
  • хорошие организаторские способности;
  • умение организовать игру, ее достаточно высокий уровень развития;
  • высокий социальный статус в группе сверстников.

3. Целенаправленно-враждебный тип

Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих.

Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.

Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием.

Важно

Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы — дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно».

Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

Результаты психологического обследования детей целенаправленно-враждебного типа, показывают:

  • средние показатели интеллекта;
  • произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
  • низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);
  • уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга.

Сопоставляя обе вышеприведенные классификации и личный опыт работы с агрессивными детьми, предлагаю представить проявления детской агрессивности в виде континуума.

На одном его конце будут находиться случаи инструментальной (или недеструктивной) агрессии, которая направлена, в основном, на достижение каких-либо потребностей и поставленных целей.

На другом — враждебная агрессия (или враждебная деструктивность), целью которой является удовлетворение потребности в причинении другому боли и вреда, а агрессия служит способом достижения этой цели. Стоит подчеркнуть, что по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических характеристик детей:

Ребята, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и определенными организаторскими способностями (умением наладить игру, распределить роли и пр.), поэтому они имеют среди сверстников более высокий статус.

По мере продвижения к противоположному полюсу континуума отмечается снижение интеллекта детей, а вместе с этим ухудшаются организаторские и коммуникативные возможности, падает их статус в группе.

Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство — неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других.

В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе — другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред.

Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие.

Совет

Такое «волчье» мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

Степень восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же:

  • внутренняя изоляция;
  • приписывание враждебных намерений окружающим;
  • невозможность видеть мир другого человека.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста

К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись — бей всех подряд».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным.

Подростковый возраст

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность.

Подробнее См. →

Агрессия в психологии

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

| Печать |  E-mail

ПодробностиКатегория: Каталог статейДата публикацииПросмотров: 5471

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам.

Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт,стрессы.

В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия

— использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая — физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая — физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья — физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Вербальная агрессия

— символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики).

Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии).

Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Обратите внимание

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

— агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.)  – подлинную жертву агрессии.

Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб.

Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но  самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения  или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые.

Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Негативизм(англ. negativism; от лат. negatio — отрицание)- лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям.

Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др.

людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта.

Важно

В этих случаях отказ от выполнения требования — способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см.

Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср.Настойчивость).

5 шагов, чтобы противостоять пассивной агрессии

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

ФОТО Getty Images 

Пассивная агрессия – это способ скрытого выражения негативных эмоций. Многие люди избегают открытого противостояния с другими. Причины могут быть разными: некоторые боятся, что не смогут сдержать гнев; кто-то опасается, что не сможет отстоять свою позицию; а кто-то просто не любит скандалов и считает, что проявления гнева «не к лицу» взрослому человеку.

Иногда пассивная агрессия становится способом проявить свое несогласие с чужими решениями, когда прямая конфронтация опасна. Например, работник, которому понизили зарплату, может намеренно затягивать работу или даже подворовывать (если он не готов уволиться). Так или иначе, стратегия пассивной агрессии может стать проблемой. Особенно если ее придерживается близкий вам человек.

Рассмотрим ситуацию. Муж приходит домой уставшим и тут же усаживается перед телевизором. Жена напоминает ему о том, что сегодня его очередь укладывать ребенка спать.

Муж пытается спорить, но в конце концов соглашается, хотя и испытывает глухое раздражение из-за того, что ему не дали отдохнуть.

Он идет в спальню, но вместо того, чтобы пожелать дочке (пусть это будет она) спокойной ночи, затевает с ней игру.

Жена заходит в спальню и застает в недоумении: «Я же просила тебя уложить ее спать». Муж улыбается и отвечает: «Ну мы же немного поиграли. Не будь занудой». Дочка вторит ему: «Мама, ну не сердись». Жена раздосадована: с одной стороны, теперь ей будет труднее успокоить девочку. С другой стороны, в этой ситуации в глазах девочки она выглядит строгой мамашей, а отец – любимым папочкой.

Поведение мужа – типичный образец пассивной агрессии. У него нет сил спорить, и в глубине души он понимает, что ему просто нечего сказать, – однако он делает все так, чтобы расстроить жену.

Если жена знакома с основными приемами пассивно-агрессивного поведения, она может определить, что ее муж саботирует установленные между ними договоренности. Вместо того чтобы сердиться и заводиться самой, лучше попробовать разобраться в том, что произошло, и постараться ответить на вопрос: почему муж поступает так?

Жена: «Я хочу с тобой поговорить. Я попросила тебя уложить дочку спать. Ты согласился. Мы говорили о том, как важно, чтобы она ложилась спать в одно и то же время. Но теперь ты поступаешь так, как будто тебе не важны наши договоренности. Это меня расстраивает».

Муж: «Да ладно, мы просто немного веселились. Что тут такого?»

Совет

Жена: «Я просто подумала: может, ты тоже чем-то недоволен. Может, ты расстроен из-за того, что я попросила тебя уложить дочку, а ты хотел расслабиться и посмотреть телевизор? Важно разобраться, чтобы завтра я не просила тебя об этом снова».

Каким бы мирным тоном жена это ни говорила, почти наверняка муж будет отстаивать свою версию.

Если она нажмет сильнее, он уйдет в глухую защиту и таким образом укрепится в своем образе «крутого папочки» – на контрасте с «занудной матерью».

Если жена будет реагировать в той же пассивно-агрессивной манере, отношения могут ухудшиться. Лучшим выходом будет просто оставить супруга обдумывать эту мысль.

Муж: «Я не знаю, о чем ты говоришь. Я положил ее спать, как ты просила. В конце концов, я не видел ее целый день. Расслабься».

Жена: «Хорошо. Я просто хотела поделиться с тобой своими мыслями».

Если подобные ситуации возникают вновь, отношения могут дать трещину. Что бы вы сделали на месте жены? Прежде всего, помните: упреки и обвинения лишь подпитывают стремление к пассивному сопротивлению. Более действенный путь – проявлять настойчивость и проводить параллели. Так вы постепенно донесете до мужа, что подобный стиль поведения расстраивает вас, но вы готовы обсудить проблему.

Жена: «Сегодняшняя ситуация напомнила мне о той, которые произошла на прошлой неделе, когда я попросила тебя уложить дочь спать. Тогда я спросила тебя, может быть, ты был сердит на меня? Я подумала, вдруг сейчас ты тоже чем-то недоволен? Не хочешь это обсудить?»

Пассивно-агрессивное поведение связано с избеганием неприятных чувств и ситуаций.

Если ваш партнер ведет себя подобным образом, покажите ему, что ваши отношения – это безопасная зона и ему незачем прибегать к уловкам.

Обратите внимание

Помогите ему осознать, что вас больше расстраивает его способ ухода от конфликта, чем сам конфликт. Борьба с пассивно-агрессивным поведением должна строиться на диалоге. Тогда она может укрепить отношения.

Сигне Уинстон (Signe Winston), социальный психолог, автор блога «Пассивно-агрессивные дневники»

Читайте также

Они ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят… Мы выполняем их пожелания или приказы в ущерб себе, будто лишившись воли. Такие игры порой длятся годами, отравляя жизнь. Эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч Престон Ни (Preston Ni) предлагает восемь простых правил, чтобы обезопасить себя от манипуляции.

Какие отношения можно считать «токсичными»? Такие, которые никого не делают счастливым, не обогащают духовно. Напротив, они ведут к психологическим проблемам — и усугубляют их вплоть до психических расстройств и физических недугов.

Агрессивность — первые признаки, проявление, предотвращение

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Чтобы уметь выявить и побороть эту опасную черту характера, необходимо знать и понимать что такое агрессивность. Агрессивность – одна из характеристик человека, которая является показателем его предрасположенности к такой форме поведения, при которой основным мотивом действий является желание нанести вред окружающим.

Также она может привести к одному из состояний аффекта (гнев, ярость) и неадекватным действиям в отношении объекта, являющегося причиной эмоционального раздражения. Такие состояние характеризуются склонностью к насильственному методу достижения поставленных целей.

Причины агрессивности

Существует целый ряд причин агрессивности. Это проблемы интимного характера на сексуальной почве, злоупотребление алкоголем, психотропными или другими наркотическими средствами, детские психологические травмы, которые могут быть следствием строгого воспитания, проблемы в личной жизни, чувство одиночества и изоляции, тяжелый труд при условиях отсутствия полноценного отдыха.

Выделяют ряд особенностей личности человека, которые играют свою роль в вероятности развития агрессивности:

  • Частое импульсивное поведение.
  • Неспособность сконцентрироваться, рассеянность, задумчивость.
  • Ранимость, повышенная эмоциональная лабильность. Склонность к постоянной неудовлетворенности, чувству дискомфорта.
  • Враждебное и подозрительное отношение к окружающим. Оценка их намерений и действий как опасных для себя.

Тем не менее, существует понятие «управляемой» агрессивности. Подразумевается вариант осознанного, контролируемого проявления агрессии, как личностной черты характера, твердости намерения, решимости, умения отстоять свои интересы.

перейти наверх

Первые признаки проявления агрессивности

В случае детей, в частности дошкольного возраста признаки агрессивности следует искать в виде физических и импульсивных действий. Ребенок может хлопать с силой дверью, предпринимать попытки ударить или укусить окружающих его людей или даже неживые объекты, с целью причинить вред.

Психологи А. Басе и А. Дарке составили вопросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности и позволивший выделить следующие виды агрессивных реакций:

  • Физическая – применение физической силы, с целью причинить как можно больше вреда окружающим.
  • Косвенная – агрессия направленная непрямым путем на объект раздражения. Т.е. человек склонен к «пакостям», злорадству.
  • Повышенное раздражение – постоянная готовность при малейшем эмоциональном возбуждении проявить негативные чувства, злость, агрессию.
  • Негативизм – проявление оппозиционного настроения, путем действия или же бездействия, направленных на сопротивление устоявшихся в окружении правил, обычаев, договоров.
  • Обида – отрицательные чувства ко всем окружающим. Зависть, злость, которые могут обусловлены личной оценкой их действий, причем не только настоящих, но и вымышленных, надуманных самим субъектом.
  • Недоверие – колеблется от банальных подозрительности и осторожности, до параноидального состояния, которое проявляется стойким убеждением в том, что все окружающие причиняют или планируют нанести вред.
  • Вербальная – агрессия, которая выражается вербальным путем, через простые эмоциональные формы, такие как крик или визг, или же через содержательные словесные формы, например, проклятия и угрозы.
  • Чувство вины – характеризуется частыми угрызениями совести, поводом для которых является личное убеждение в том, что субъект является «плохим человеком», причиняющим только зло и страдания.

Для мужчин более характерна открытая агрессивность, которая становится своеобразной моделью поведения. В таком состоянии человек не ощущает каких-либо сомнений или угрызений совести, а заинтересован только в достижении поставленной цели любой ценой. Также у мужчин это проявляется в виде отсутствия культуры поведения, демонстрации своей силы и самооценки, абсолютной независимости.

Страх зависимости может выступать причиной и иного проявления агрессивности у мужчин. Это так называемая «пассивная агрессивность», при которой человек может искать любой предлог для ссоры с близкими и родными, но в то же время заставлять их держать дистанцию в своем личном пространстве.

перейти наверх

Проявление агрессивности

Проявление агрессивности у женщин выражается усугублением черт характера в отрицательную сторону.Ее повышение более характерно для женщин пожилого возраста, что объясняется частым возникновением деменции, при том, что другие негативные черты характера могут полностью отсутствовать.

Всем, у кого в доме есть ребенок, необходимо понимать не только то, как появляется агрессивность у детей, но и помнить о причинах ее возникновения. Ими могут стать постоянные осуждения и отвержение ребенка родителями и близкими, постоянная критическая оценка поведения ребенка, которая может стать причиной сильных внутренних эмоций, с которыми малыш не сможет справиться самостоятельно.

Общаясь с такими детьми важно знать, что при контакте стоит избегать оценочных замечаний. Фразы в духе: «Так нельзя делать!» или «Так поступать плохо!» очень быстро оттолкнут ребенка, заставят его замкнуться в себе и в дальнейшем это спровоцирует ряд агрессивных действий с его стороны.

перейти наверх

Предотвращение агрессивности

При грамотном и внимательном подходе к ребенку можно избавиться от возможных проявлений агрессивности. Прежде всего, необходимо наладить контакт с ребенком, не забывая о необходимости безоценочного восприятия его личности и уважительном отношении к его внутреннему миру.

Чтобы предотвратить агрессивность у дошкольника попробуйте обсудить причины его агрессивного поведения и научите его навыкам самоконтроля и управления гневом.

Обсудите с ним все его внутренние эмоции, поделитесь своими и постарайтесь снизить уровень личной тревоги ребенка своей поддержкой. Развивайте в дошкольнике эмпатию, умение понимать свои и чужие эмоции, переживания.

Не забывайте так же о необходимости повышения самооценки ребенка и ее поддержки.

Зная, что такое агрессивность и в чем она себя проявляет, можно узнать как избавиться от агрессии. Взрослому человеку в этом поможет, в первую очередь, самоконтроль. Важно уметь оценить себя со стороны и прибегнуть к системе поощрения и наказания, в которой вы сами можете выступать и субъектом, и «воспитателем».

Конечно, можно продолжать злиться, но таким образом ничего не изменится. Совершенно иной подход – взглянуть на вещи иначе и принять их. Главное – не допускать хронической усталости, которая лежит в основе нарастания агрессивности, и уметь отдохнуть и отвлечься в свободное время.

Человек становится злобным и агрессивным при постоянной неудовлетворенности своей жизнью. Помните, что самый простой способ бороться с агрессивностью – быть счастливым. Помните о себе и своих интересах, вносите в жизнь только позитивные изменения.

Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида.

В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

Важно

В переводе с латинского языка «агрессия» (aggressio) означает нападение. Это негативное значение получило широкое распространение. В настоящее время агрессию чаще всего отождествляют с негативными эмоциями (например, гневом), негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (например, расовыми предубеждениями), и, наконец, с разрушительными действиями.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например: • любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо); • инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч.

Дарвин, К. Лоренц); • проявление влечения к смерти (3. Фрейд); • реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе); • реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); • реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); • стремление к доминированию и самоутверждению (А.

Адлер);

• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция.

Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Совет

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии — враждебную и инструментальную.

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет внешняя агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р.

Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль.

Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить.

На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты); 2) вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение); 3) конкретные — символические (например, драка — условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Обратите внимание

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений — агрессивного поведения.

В диагностических целях можно использовать следующую шкалу интенсивности и направленности агрессивных проявлений: • нулевой уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты; • первый уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности; • второй уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции; • третий уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции — опасности для окружающих;

• четвертый уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

(Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.

Крайняя степень выражается в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся.

Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям.

Важно

С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбужения, так и полного хладнокровия.

К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения.

Конрад Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных.

Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для профилактики и снижения уровня насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Насилие, в отличие от других форм агрессии, является девиацией, наиболее жестко регулируемой правовыми нормами. В Уголовном кодексе РФ в разделе «Преступления против личности» содержатся 33 статьи, непосредственно связанные с физическим, сексуальным или психологическим насилием.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация — механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.

Глава 13. психология конфликтов

Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре.

Спор – это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Совет

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

• ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

• учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

• учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

• осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом.

Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто».

Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

13.2. Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью.

Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора – повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой – в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет.

Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента.

Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

13.3. Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

учителя с учащимися зависит главным образом от него самого.

Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо (например, к драке, понятию чести и честности и т. п.

), убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами.

Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Обратите внимание

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои. При этом учителю нужно:

1) проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

6) дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7) уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

Важно

9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить.

Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту.

Тогда у учителя возникает другая задача – погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

как способ разрешения конфликтной ситуации – это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход – это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации.

Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию).

Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

– это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение.

Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств.

Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое.» Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

– это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному-единственнному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.

– это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными.

Совет

Несмотря на то что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» – возмущается учитель.

Однако он не учитывает ряд моментов.

Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

– это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

«Сглаживание» снимает отрицательные переживания у одного или обоих участников конфликта, а «компромисс» стимулирует равноправное сотрудничество, тем самым укрепляя межличностные отношения.

«Уход» как пассивный исход может демонстрировать равнодушие одного из партнеров по общению, а если он используется обеими сторонами, то можно говорить о взаимном равнодушии отношений. Естественно, это не способствует успешности той деятельности, где требуются сплоченность, моральная поддержка друг друга.

«Конфронтация» и «принуждение» отрицательно влияют на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений между партнерами. Рано или поздно конфронтация приводит к разрыву отношений между конфликтующими сторонами (ученик вынужден перейти в другую школу, сотрудник бросает работу в учреждении и т. д.).

13.4. Агрессивное поведение как проявление конфронтации

Часто конфронтация приводит к агрессивному поведению (агрессии). Оно является выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели.

Исходя из выбранного человеком при конфронтации способа поведения, выделяют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной.

выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствовании осуществлению каких-либо действий). выражается в ломании предметов, стучании по столу кулаком, хлопаньи дверью при уходе из помещения.

– это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично, а – за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте).

Обратите внимание

Прямая и косвенная физическая агрессия больше присуща лицам мужского пола, а вербальная агрессия, особенно косвенная, лицам женского пола.

В зависимости от направленности агрессивного поведения различают (направленность на других) и (направленность на себя, самообвинение и самонаказание).

Многие маленькие дети склонны причинять другим боль и страдание. Это поведение имеет свои причины: ребенок хочет узнать, какова будет реакция предмета или живого существа на какой-то жест, слово, удар. Маленький ребенок неспособен понимать переживания других людей.

Ему трудно представить, что кто-то, кроме него, может ощущать боль, печаль, страх. Подчас ребенок, причиняя себе или кому-то другому боль, стремится извлечь из этого какую-то пользу.

Например, некоторые дети, склонные к истерическим проявлениям, бьются головой, даже наносят себе увечья – и этим преследуют конкретную цель: хотят обратить на себя внимание, получить какую-то выгоду и т. д.

У старших детей, эмоционально и социально более зрелых, такого рода поведение встречается все реже. Большинство детей, достигая определенного уровня развития, перестает стремиться к тому, чтобы причинять себе и другим боль – как физическую, так и психическую.

Однако случается и так, что ребенок не «вырастает» из того состояния, которое психиатры называют детским мазохизмом. Для этих детей причинять боль другим, бить, нападать – способ получать удовлетворение и радость. Это дети злобные, язвительные, назойливые, агрессивные.

В каждом коллективе, где они находятся, затевают ссоры, конфликты. В песочницу они идут не затем, чтобы строить, а прежде всего для того, чтобы разрушать то, что построили другие. В детском саду они не умеют дружно играть, мешают товарищам, толкаются, отнимают игрушки.

Важно

В школе их мало интересует учеба, на уроках они скучают, зато во время перемен растрачивают всю свою энергию и находчивость: дергают, бьют других детей, что-то портят, пачкают.

Одной из важных причин агрессивного отношения детей к окружающим являются психические отклонения, выражающиеся в соответствующих изменениях характера. Однако психические отклонения, обусловливающие агрессивное поведение, проявляются у детей достаточно редко. Отклонения в поведении детей сигнализируют о том, что в системе воспитания что-то срабатывает неправильно.

Чрезмерная агрессивность и склонность причинять боль другим очень часто бывает проявлением страха. Агрессивность сопутствует страху и одновременно является противоядием страха. Агрессивность помогает ребенку избавиться от ощущения затравленности, зажатости. Он в бешенстве и отчаянии набрасывается на что-то или кого-то, и это ему приносит облегчение и позволяет ощущать себя победителем.

Причиной агрессивного поведения может быть также чувство обиды. Обиженный человек, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей.

Если ребенка часто унижают, если он незаслуженно ощущает себя неудачником, обиженным, возникает необходимость в самозащите, появляется агрессивность, очень часто – не только в моменты опасности, но и «профилактически», с целью предупреждения возможных неприятностей.

Агрессивные наклонности имеют, как правило, дети, которые любят быть лидерами. Чтобы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также подчинить себе сильных, а это требует борьбы.

Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признавать лидера, у того появляется агрессивность в поведении.

Когда не хватает моральной силы, чаще всего применяют силу физическую.

Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа. 1979. № 8 (Польша)

От агрессивного поведения следует отличать агрессивность как свойство личности. Одни ученые считают, что агрессивность – это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие.

Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преобладанием у первых мужского полового гормона. Известно, например, что прием анаболиков (в состав которых входит этот гормон) увеличивает агрессивность.

С другой стороны, показано, что в близком к первобытности племени, традиционно считающемся миролюбивым, агрессивность мужчин и женщин отсутствует.

Совет

Уровень агрессивности зависит от социального статуса школьников в классе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергаемых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором – неудовлетворенностью своим положением, состоянием фрустрированности.

Общая агрессивность человека складывается из его различных частных особенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, нетерпимости, неуступчивости, склонности к доминированию, мстительности, бескомпромиссности.

У высокоагрессивных субъектов все эти свойства выражены сильнее, однако наибольший вклад в склонность к агрессивному поведению вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Играет роль и склонность человека к демонстративности, т. е. к желанию все время производить впечатление на других людей, привлекать к себе внимание.

Очевидно, именно такая склонность приводит к легко возникающей обиде, к заносчивости.

Ссылка на основную публикацию